abarad

28.03
20:44

Создай свою реальность из хаоса и камней


В продолжение обсуждения, начатого здесь, пишу обещанную сравнительную рецензию на две книги Паланика: «Рэнт. Биография Бастера Кейси» и «Удушье». У меня вообще последний месяц проходит под лозунгом «Паланика – в массы!» :) Но реально цепляет, что поделаешь.Удивительно то, что мне нравятся персонажи, созданные этим автором. Психи, бродяги, социопаты, самозванцы… фрики, одним словом:) Но они живые и настоящие, они хотят жить, они мыслят нестандартно, они творят свой собственный мир. Вот, например, мистер Бастер Кейси. Занятный был человек. Напомнил чем-то главного героя из «Осиной фабрики»: умный, развитый не по годам, обладающий завидной смекалкой и фантазией, богатый на выдумки. Одна из них - история про Зубную фею. Мальчик нашел клад, и придумал сбыть эти старинные монеты через других детей. Ребята говорят, что получили их за молочные зубы у Зубной феи, а взрослые не могут уличить их во лжи, так как сами заставляют их верить в Зубную фею. Все гениальное просто!«Можно заставить врать уйму народу, если у них есть свой шкурный интерес. А когда все говорят одну и ту же неправду – это уже правда».А чего стоит история с настоящим домом привидений (лабиринтом со страшилками)! Зачем делать бутафорские мозги из макарон, если можно взять настоящие? И не только мозги, но и сердца, кишки и кровь. Хоть не человеческие, и на том спасибо. Ну не любит мальчик фальшь. Разве это плохо? «В тот вечер Рэнт Кейси, пусть еще маленький, просто хотел чего-то настоящего. Даже если настоящее — это вонючая кровь и кишки».Или поговорим о главном герой «Удушья», Викторе Манчини. С одной стороны, сексоголик, который проводит дни на дурацкой работе и обманывает людей, инсценируя приступы удушья в ресторанах. А с другой – человек, который ищет средства на содержание матери в клинике и который дает людям возможность почувствовать свою значимость, почувствовать себя героями, спасителями хотя бы одной жизни. Он видит смысл в строительстве непонятного сооружения, в котором окружающие видят лишь кучу камней и уже пытаются навесить ярлык, – церковь это будет или дом? А ведь «каждый камень — маленькое надгробье, маленький монумент каждому из дней, в которых труд большинства людей просто испаряется, выдыхается или становится безнадёжно просроченным с того момента, как он был выполнен».Вот в этом весь автор: он показывает убогость нашего мира, зацикленного на форме и видимости. Он бросает читателя в сточную канаву, чтобы доказать, что найденная там пластмассовая пуговица может быть ценнее, чем великолепный бриллиант в золотой оправе. Его произведения – постоянный протест, протест против всего: закона, порядка, логики, ограниченности, смерти… Общество, политика, наука, религия – все, что создано человеком, лишь фикция, неудачная шутка, коллективная ложь. А действительно ценные и важные вещи каждый должен найти для себя сам. «Мы можем растратить все наши жизни, позволяя миру диктовать нам, кто мы есть. Нормальные или ненормальные. Святые или сексоманы. Герои или жертвы. Позволяя истории рассказывать нам, какие мы плохие, или какие хорошие.Позволяя нашему прошлому решать наше будущее.Или можем решать сами.И может быть, наше дело — открыть что-нибудь получше».Мне очень близок дух произведений Паланика. Не знаю, останется ли он все таким же актуальным для меня на многие годы, но именно на данный момент отклик стопроцентный. А из этих двух книг мне больше понравился «Рэнт». Отчасти из-за того, что в «Удушье» все же слишком много секса, отчасти из-за финалов произведений. В «Удушье» конец истории неожиданный, но понятный и завершенный. А в «Рэнте» - наоборот, вместо того, чтобы подтвердить свои догадки, обрести твердую уверенность в логической цепи событий, начинаешь сомневаться во всем. А был ли вообще Бастер Кейси? Похожее ощущение было у меня давным-давно, при первом просмотре «Матрицы». Отрываясь от экрана, выглядываешь в окно, видишь солнечный день, землю и небо на своих местах, вроде успокаиваешься. Но на уголке сознания бьется мысль: «А вдруг это лишь иллюзия? Глупо, смешно, но, а вдруг?» Вот за это коварное «вдруг» приз симпатий уходит к «Рэнту»:)


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки